Новости
ООН Мероприятия

Женщина России в третьем тысячелетии: мероприятие «Паруса надежды» в рамках 57-й сессии Комиссии ООН по положению женщин

В заключение параллельного мероприятия «Женщина России в третьем тысячелетии» был показан документальный фильм «Женское счастье: какое оно?», автор которого — Екатерина Пурим, директор Департамента «Паруса надежды» по работе с молодежью.
Далее приведены субтитры фильма.
Женское счастье: какое оно?
На протяжении всей истории России и до сего дня основная проблема сельской женщины- необходимость много и тяжело трудиться.
Традиционно на женщине лежало множество обязанностей по заботе о семье, уходу за скотом, работе в поле.
Это была объективная необходимость, так как мужчине не хватало рук, чтобы со всем справиться.
Именно такое положение вещей требовало от крестьянской женщины физической и внутренней силы, выносливости, готовности взять на себя ответственность, если с мужчиной что-то случалось.
А случалось часто: войны, революции, раскулачивание и политические репрессии забирали жизни многих.
И крестьянская женщина была готова в случае несчастья взвалить на свои плечи заботы о семье и урожае.
С наступлением советской эпохи в 1917 году положение женщины в деревне усугубилось тем, что было провозглашено долгожданное равноправие полов не только в юридических и политических правах, но и в трудовых обязанностях.
В погоне за выполнением плана женщины догоняли и перегоняли мужчин.
Но особенно страшно сказалась на положении крестьянской женщины Вторая мировая война, в которой СССР потерял около 27 млн человек, и, конечно, многие кормильцы не вернулись в свои семьи.
Кроме того, жизни и здоровью мужского населения деревни всегда угрожал алкоголизм, усугублявшийся в переходные исторические эпохи.
Все эти обстоятельства не позволяли женщине чувствовать себя женщиной.
Сильная, властная, полагающаяся только на себя и не доверяющая мужчине — таков типаж сельской труженицы, которая, по выражению поэта Некрасова, «коня на скаку остановит».
И даже блага цивилизации, медленно и в урезанном виде доходящие до российской глубинки, не изменили этот стереотип.
В особенно неблагополучных регионах России и бывших странах СНГ мужья из сельской местности часто на несколько лет уезжают на заработки в столицу, оставляя на своих жен детей и заботу о доме, скотине и огороде.
Так, в армянском селе Дзорагюх девяносто восемь процентов мужского населения села отправились на заработки в Россию.
А оставшимся женщинам приходится делать всю мужскую работу.
Казалось бы, сельская женщина вынуждена быть сильной и брать на себя ответственность, иначе ей не выжить.
Но есть ли у нее в этой ситуации шанс быть счастливой?
И всегда ли только обстоятельства вынуждают женщину придерживаться такой жизненной стратегии?
Обобщая нашу консультативную практику, мы ответим отрицательно на оба вопроса.
Женщина, и как мужчина, не чувствует себя счастливой, когда делает то, что чуждо ее природе.
А действовать и нести ответственность за материальное благосостояние своей семьи — это во все века была мужская прерогатива.
Почему же в наше время во многих семьях мужчины либо избегают этой ответственности, либо недостаточно хорошо справляются со своими обязанностями?
Есть такая русская пословица: «Муж — тело, жена — душа».
Расшифровывая эти фольклорные образы, можно сказать, что предназначение женщины в паре — вдохновлять мужчину на свершения и сообщать ему свои мечты и желания.
Как душа одухотворяет тело и дает ему импульс к действию, так и женщина вдохновляет мужчину.
Природа мужчины — достигать вершин в материальном мире и хотеть сделать счастливой свою спутницу.
Поэтому подсознательно мужчина стремится воплотить представления женщины о счастье, нужен ли ей для этого новый холодильник или мир во всем мире.
За это он получает от женщины восхищение и доверие, которые дают ему энтузиазм и желание творить дальше.
Здесь опять уместна аналогия с душой и телом, способными что-то сотворить, лишь находясь в согласии.
Такова идеальная модель отношений между мужчиной и женщиной.
Почему же в современном мире так редко встречаются семьи, живущие по этому принципу?
Потому что женщины, к сожалению, забыли, как вдохновлять мужчин.
Их нельзя в этом винить, так как зачастую такая естественная форма отношений в их семьях была утрачена несколько поколений назад.
И в сельских семьях это смещение ролей произошло в связи с социальными катаклизмами 20 века, когда женщинам приходилось играть сугубо мужские роли, и сейчас устойчиво закрепилось.
Этим отчасти можно объяснить женские жалобы на мужчин: на их вялость, безответственность, недостаточный заработок, увлечение алкоголем.
Но где мужчине проявить ответственность, если всю ответственность взяла на себя женщина?
Не потому, что это ей приносит удовлетворение и радость, а потому, что такая стратегия выживания была эффективной для ее мамы, бабушки и прабабушки.
Они передавали ее из поколения в поколение, не зная других способов, если не быть счастливой, то хотя бы прокормить семью.
Сейчас времена изменились: нет войны и голода.
Женщина может позволить себе быть женщиной.
Надо только вспомнить, как это — быть женщиной: снять со своих хрупких плеч бремя непомерной ответственности и тяжкого труда и с уважением и лаской переложить их на мужчину.
И тогда мужчины воспрянут духом и почувствуют себя мужчинами.
Возможно, внешне сразу ничего не изменится: будет та же бытовая неустроенность, проблемы с детьми, неурожай и т. д., но с этим будет легче справиться, потому что каждый будет чувствовать себя на своем месте, предопределенном природой.
И это уже обещание счастья, как женщине, так и мужчине.
Им двоим — вместе.
Конечно, это лишь общие соображения, которые в каждой семье преломляются по-своему, потому что, как заметил Лев Толстой, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Но нам хотелось затронуть эту проблему, потому что достойная жизнь женщины в сельской местности измеряется не только материальным, но и семейным благополучием, которое во многом зависит не от экономики, здравоохранения и урожая, а от нее самой.