ОТЧЕТ CSW57 ч3

В заключение был показан фильм «Женское счастье: какое оно?». Автор – Екатерина Пурим, директор Департамента «Паруса надежды» по работе с молодежью

Женское счастье: какое оно?

На протяжении всей истории России и до сего дня основная проблема сельской женщины– необходимость много и тяжело трудиться.

Традиционно на женщине лежало множество обязанностей по заботе о семье, уходу за скотом, работе в поле.

Это была объективная необходимость, так как мужчине не хватало рук, чтобы со всем справиться.

Именно такое положение вещей требовало от крестьянской женщины физической и внутренней силы, выносливости, готовности взять на себя ответственность, если с мужчиной что-то случалось.

А случалось часто: войны, революции, раскулачивание и политические репрессии забирали жизни многих.

И крестьянская женщина была готова в случае несчастья взвалить на свои плечи заботы о семье и урожае.

С наступлением советской эпохи в 1917 году положение женщины в деревне усугубилось тем, что было провозглашено долгожданное равноправие полов не только в юридических и политических правах, но и в трудовых обязанностях.

В погоне за выполнением плана женщины догоняли и перегоняли мужчин.

Но особенно страшно сказалась на положении крестьянской женщины Вторая мировая война, в которой СССР потерял около 27 млн. человек, и, конечно, многие кормильцы не вернулись в свои семьи.

Кроме того, жизни и здоровью мужского населения деревни всегда угрожал алкоголизм, усугублявшийся в переходные исторические эпохи.

Все эти обстоятельства не позволяли женщине чувствовать себя женщиной.

Сильная, властная, полагающаяся только на себя и не доверяющая мужчине – таков типаж сельской труженицы, которая, по выражению поэта Некрасова, «коня на скаку остановит».

И даже блага цивилизации, медленно и в урезанном виде доходящие до российской глубинки, не изменили этого стереотипа.

В особенно неблагополучных регионах России и бывших странах СНГ мужья из сельской местности часто на несколько лет уезжают на заработки в столицу, оставляя на своих жен детей и заботу о доме, скотину, и огород.

Так, в армянском селе Дзорагюх девяносто восемь процентов мужского населения села отправились на заработки в Россию.

А оставшимся женщинам приходится делать всю мужскую работу.

Казалось бы, сельская женщина вынуждена быть сильной и брать на себя ответственность, иначе ей не выжить.

Но есть ли у нее в этой ситуации шанс быть счастливой?

И всегда ли только обстоятельства вынуждают женщину придерживаться такой жизненной стратегии?

Обобщая нашу консультативную практику, на оба вопроса мы ответим отрицательно.

Женщина, и как мужчина, не чувствует себя счастливой, когда делает то, что чуждо ее природе.

А действовать и нести ответственность за материальное благосостояние своей семьи – это во все века была мужская прерогатива.

Почему же в наше время во многих семьях мужчины либо избегают этой ответственности, либо недостаточно хорошо справляются со своими обязанностями?

Есть такая русская пословица: «Муж — тело, жена — душа».

Расшифровывая эти фольклорные образы, можно сказать, что предназначение женщины в паре – вдохновлять мужчину на свершения и сообщать ему свои мечты и желания.

Как душа одухотворяет тело и дает ему импульс к действию, так и женщина вдохновляет мужчину.

Природа мужчины – достигать вершин в материальном мире и хотеть сделать счастливой свою спутницу.

Поэтому подсознательно мужчина стремится воплотить представления женщины о счастье, нужен ли ей для этого новый холодильник или мир во всем мире.

За это он получает от женщины восхищение и доверие, которые дают ему энтузиазм и желание творить дальше.

Здесь опять уместна аналогия с душой и телом, способными что-то сотворить, лишь находясь в согласии.

Такова идеальная модель отношений между мужчиной и женщиной.

Почему же в современном мире так редко встречаются семьи, живущие по этому принципу?

Потому что женщины, к сожалению, забыли, как вдохновлять мужчин.

Их нельзя в этом винить, так как зачастую такая естественная форма отношений в их семьях была утрачена несколько поколений назад.

И в сельских семьях это смещение ролей произошло в связи с социальными катаклизмами XX века, когда женщинам приходилось играть сугубо мужские роли, и сейчас устойчиво закрепилось.

Этим отчасти можно объяснить женские жалобы на мужчин: на их вялость, безответственность, недостаточный заработок, увлечение алкоголем.

Но где мужчине проявить ответственность, если всю ответственность взяла на себя женщина?

Не потому, что это ей приносит удовлетворение и радость, а потому что такая стратегия выживания была эффективной дл ее мамы, бабушки и прабабушки.

Они передавали ее из поколения в поколение, не зная других способов, если не быть счастливой, то хотя бы прокормить семью.

Сейчас времена изменились: нет войны и голода.

Женщина может позволить себе быть женщиной.

Надо только вспомнить, как это – быть женщиной: снять со своих хрупких плеч бремя непомерной ответственности и тяжкого труда и с уважением и лаской переложить их на мужчину.

И тогда мужчины воспрянут духом и почувствуют себя мужчинами.

Возможно, внешне сразу ничего не изменится: будет та же бытовая неустроенность, проблемы с детьми, неурожай и т.д., но с этим будет легче справиться, потому что каждый будет чувствовать себя на своем месте, предопределенном природой.

И это уже обещание счастья, как женщине, так и мужчине.

Им двоим – вместе.

Конечно, это лишь общие соображения, которые в каждой семье преломляются по-своему, потому что, как заметил Лев Толстой, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Но нам хотелось затронуть эту проблему, потому что достойная жизнь женщины в сельской местности измеряется не только материальным, но и семейным благополучием, которое во многом зависит не от экономики, здравоохранения и урожая, а от нее самой.

Начало формы

Happiness of a woman: what is it?

Throughout the history of Russia,/ and to this day/ the main problem of a rural woman /is a necessity to work hard and a lot.

Traditionally, /a woman has a lot of responsibilities /for the care of the family, /for the cattle /and the work in the field.

It was an objective necessity,/ because the man did not have enough time /to deal with the whole.

pezent

Such a state of things /demanded of a peasant woman /a physical and inner strength,

in

endurance, willingness /to take responsibility if something happened to her man.

And it would happen often — wars, revolutions, political repressions and dispossession/ took away the lives of many.

And a peasant woman /was ready /to take on her shoulders /the care of her family and harvest in case of an accident.

With the advent of the Soviet era in 1917,/ the position of women in the village /was aggravated by the fact /that it was declared a long-awaited gender equality /not only in legal and political rights, /but also /in responsibility of work.

In pursuit of a plan implementation /women caught up with men /and overtook them.

But the most terrible impact /on the situation of a peasant woman /was done by the World War II, /in which the Soviet Union /lost around 27 million people, /and, of course, many breadwinners /did not return to their families.

In addition,/ life and health of male peasant population /was always threatened /by alcoholism, /exacerbated in transitional periods of the history. (eksesebeit0

All these circumstances/ did not permit a woman/ to feel like a woman.

Strong, powerful, relying only on herself and not trusting men /- this is the type of a rural women, /which, in the words of the poet Nekrasov,/ «could stop a running horse.»

And even civilization achievements, /slowly and not fully /reaching the Russian heartland, /cannot change this stereotype.

In a particularly disadvantaged regions of Russia and former CIS countries, /husbands from rural areas / leave to work in the capital/, often for several years/ leaving their wives and children/ to take care of the house, cattle, and garden.

Thus,/ in the Armenian village Dzoragyugh ninety-eight percent of the male population of the village /went to work in Russia.

And the remaining women/ have to do all the work of men.

It seems /that a rural woman/ has to be strong and take responsibility, /otherwise she will not survive.

Does she have a chance to be happy/ in this situation?

Is it always only circumstances /that force a woman /to stick to such a life strategy?

Summing up our consulting practice, /we answer "No" /to both questions.

A woman as well as a man /does not feel happy /when they do what is alien to their nature. (eilien)

To take actions and to be responsible for material well-being of the family /has always been the prerogative of men.

Why then, in our time / men either shun this responsibility, /or do not cope enough /with their responsibilities in many families?

There is a Russian proverb: «Husband is the body; wife is the soul.»

Decoding these folk images,/ we can say /that the purpose of a woman — /to inspire a man achievements /and tell him her dreams and desires.

Just as the soul animates the body /and gives it an impulse to action,/ so a woman inspires a man.

The nature of man — to reach the heights in the material world /and a wish to make his companion /happy.

So subconsciously,/ a man seeks to fulfill the dream of a woman /about happiness, /whether she needs a new fridge /or world peace.

For this/ he receives from her admiration and trust, /which give him passion and desire to act further.

Here again /there is an analogy with soul and body/ both are able to create anything, /just being in harmony/ with each other.

This is the ideal model of relationships /between a man and a woman.


Why in the world of today /are so rarely found families /living on this principle?

Because women are, unfortunately, have forgotten/ how to inspire men.

They cannot be blamed, /as a natural form of relationships/ in their families /has been lost for several generations ago.

In rural families, /this shift of roles /has occurred in connection /with the social upheavals of the XXth century,/ when women had to play a purely masculine role, /and this is now steadily stuck. Ma:sk

This can be partly explained by women's complaints about men: their apathy, irresponsibility, lack of income, dependence on alcohol.

But how a man can take responsibility/ if all the responsibility /has assumed a woman?

Not because it gives her satisfaction and pleasure, /but because long before /it was a survival strategy to be effective /for her mother, grandmother and great-grandmother.

They passed it from generation to generation, /not knowing other ways./ If you're not happy, /then at least you can feed your family.

Now times have changed: there is no war and 'famine. 'фэмин

A woman can afford to be a woman.

We need only recall how it is to be a woman: /to remove from their fragile shoulders /the burden of excessive responsibility and hard work, /and to shift them to her man /with respect and kindness.

And then men would perk up and feel themselves men.

Perhaps, outwardly/ nothing will change immediately:/ there will be the same poor living conditions, /problems with children, /poor harvest, and so on, /but this will be easier /to handle, /because everyone will feel himself in his place, pre-determined by Nature.

And this is the promise of happiness /both for a woman and for a man.

For two of them — together.


Of course, /these are only general considerations /that are refracted differently in each family, /because, as noted by Leo Tolstoy, /

«All happy families /resemble one another, /each unhappy family /is unhappy in its own way.»

But we wanted to address this problem, because a decent life of women in rural areas /is measured not only materially /but also by the family well-being, /which in many respects /depends not on the economy, /health care /and harvest, /but on the woman herself.

Участие делегации «Паруса надежды» в Параллельном мероприятии

НПО СНГ

Причины бытового насилия: отсутствие гендерного равенства, экономическое неравенство, сильные патриархальные традиции, наличие коррупционной системы в стране, правовая неграмотность женщин, ранние браки, отсутствие парламентского контроля за исполнением законов, бедность.

Доклад «Доступ к правосудию жертв кражи невест в Кыргызстане»

Нургул Дианаева «Форум женских НПО Кыргызстана». Кража невест — крайняя форма насилия в отношении женщины. По данным исследований, в селах 80% браков являются результатом похищений, при этом 57% заключены без согласия невесты. Помимо психологического ущерба, наносится физический ущерб в виде изнасилования и побоев. По наблюдениям представителей женских НПО, часто такие браки в дальнейшем не регистрируются в органах ЗАГС. Это приводит к тому, что женщины при разводе не могут претендовать на совместно нажитое имущество, и дети не имеют соответствующих документов. В последнее время растет число похищений несовершеннолетних девочек для принуждения к браку

Доклад «Почему в сельской местности Кыргызстана женщины не судятся»

Авазкан Ормонова, директор Общественного фонда «Демилгелуу, Ишкер Аялдар»

Женщины редко обращаются в правоохранительные органы по следующим причинам:

1. Сельская женщина, соблюдая обычаи и традиции, живя с устоявшимся мировоззрением, никак не может официально обращаться в правоохранительные органы в отношении своего мужа или родственников, чтобы их наказали, по причине морального и физического насилия;

2. Правовая неграмотность самих женщин;

3. Неприменение международных норм правосудия на практике;

4. Гендерные стереотипы самой женщины и окружающего общества;

5. Коррумпированность судебной системы.

Переняли опыт индийских женщин, с помощью которого они борются с пьянством. Т.к мужчины законов не читают и не знают, женщины-активистки с помощью комиссии: 1 — представитель власти, 1 – волонтер, 1 – студент-психолог, 1 — сотрудник пункта помощи женщинам, 1- студент- юрист, — ходят по домам, где отмечены факты насилия, составляют акты, предупреждают. Очень эффективное средство для профилактики. За один год уменьшилось насилие на 22%.

Доклад «Насилие в отношении женщин в сельских районах: положение женщин и роль женского движения и женщин в политике»

Дамира Раимбекова, женская организация «Кырк Кыз»

Вопрос о насилии в отношении женщин должен быть в работе избранных депутатов на всех уровнях. Во исполнение Закона КР о гендерном равенстве проведена огромная работа по выборам в местные кенеши (советы) по продвижению женщин-кандидатов. Из 547 человек кандидатов 127 были женщины, что составляет 23.2%. Для сравнения: на выборах 2008 г. на районный уровень прошли всего 5 женщин. Если не противодействовать насилию в отношении женщин, и если государство не будет защищать права женщин, то не будем иметь здорового общества. Также не хватает домов-приютов, кризисных центров для женщин и детей, пострадавших от насилия в семье.

Доклад «Роль парламента в борьбе с насилием в отношении женщин»

Депутат Жогорку КР А.Алтыбаева

Практика похищения невест в Кыргызстане без их согласия прямо нарушает нормы статьи 16 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Отмечено, что в Советское время похищение невест имело место, но, как правило, брак заключался с одобрения родителей, и кража невест была редкой. Со времени приобретения независимости Кыргызстаном кража невест увеличилась в разы.

С целью укрепления прав лиц обоего пола и выполнения международных обязательств депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был разработан и принят пакет законов с целью исключения гендерной дискриминации, касающейся вопросов вступления в брак, ужесточения ответственности за похищение невест.

Доклад «Мониторинг насилия в отношении женщин Кыргызстана: где доступ к правосудию?»

Стакеева Бермет, Форум женских НПО Кыргызстана

Насилие в Кыргызстане приобретает угрожающие масштабы. Насилие в семье подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность самого общества. Мониторинг показал, что к юридическим препятствиям доступа к правосудию относятся неэффективные средства правовой защиты, фактические препятствия при обращении в суды, повсеместная коррумпированность самой системы, необъективность правовой системы.

Доклад «Сельские женщины в Казахстане: проблемы и рекомендации

Евгения Козырева, Феминисткая Лига, Казахстан

Хотя законодательство Республики Казахстан не содержит дискриминационных норм, в целом оно не защищает женщину от косвенной дискриминации, возникающей при традиционных религиозных браках, также не защищены имущественные права женщин. В Казахстане особая роль и статус сельских тружениц никак не закреплены и не отмечены в официальных общегосударственных традициях. Сельские женщины не имеют доступа к информации, ограничены их возможности повышения квалификации, реализации профессионального образования. Большинство женщин по сравнению с мужчинами не могут воспользоваться правом на получение земельного участка для ведения фермерского хозяйства, поскольку Земельный кодекс Республики Казахстан такое право предоставляет гражданам, обладающим специальными сельскохозяйственными знаниями и квалификацией, а также имеющим практический опыт работы в сельском хозяйстве. Косвенная дискриминация в сфере трудового законодательства, работодателем не выгодно брать на работу женщин, т.к. это сопряжено с отпуском по беременности и уходу за ребенком.

Серьезная проблема, стоящая перед Казахстанским обществом, – широкое распространение домашнего насилия. Нормы действующего законодательства, предусматривающие предоставление квалифицированной юридической помощи, в т.ч. и за счет средств государственного бюджета, несовершенны и не гарантируют ее получение лицам, нуждающимся в ней и не имеющим финансовых возможностей оплатить работу адвоката.

Доклад «Используемые стратегии и рекомендации женских НПО для ликвидации насилия в отношении женщин в Центральной Азии»

Нургуль Джанаева, Форум женских НПО Кыргызстана

Насилие в отношении женщин в сельских местностях Центральной Азии является большой проблемой. Серьезное гендерное неравенство особенно сильно отражается на сельских женщинах. Мониторинг насилия в отношении женщин в селах некоторых стран Центральной Азии показывает отрицательное влияние растущего религиозного фундаментализма на положение уязвимых женщин, особенно таких, как бедные сельские женщины. Женское движение Центральной Азии занимается решением таких конкретных проблем, как домашнее насилие, кража невест, ранние браки, торговля людьми, проблемы молодых женщин с ВИЧ/СПИДом, насилием в отношении женщин-мигрантов, экономическое насилие, доступ сельских женщин к правосудию. Выводы: стратегии без адекватного финансирования не являются успешными.

Доклад «Влияние миграции на сельских женщин Узбекистана»

Лилия Хамзаева, НКО Истикболи Авлод, Узбекистан

Узбекистан – наиболее многонаселенная из республик Центральной Азии. Около 60% его населения живет в сельской местности. Наша сеть НПО работает с уязвимыми женщинами и наблюдает увеличение количества женщин из сельской местности, которые вовлечены в проституцию или становятся жертвами торговли людьми из-за их высокой уязвимости. Уязвимость их ситуации усугубляется тем, что мужья многих женщин мигрировали для заработков в Российскую Федерацию или Казахстан, чтобы помогать своим семьям, оставшимся дома. Миграция влияет на тех, кто уезжает, и на тех, кто остается дома. Денежные переводы, отправленные трудовыми мигрантами, как правило, направлены семьям в беднейших и наиболее отдаленных частях страны, чтобы позволять семьям поддерживать минимальный уровень жизни, обучать детей, получать медицинскую помощь. Но зачастую многие трудовые мигранты, мужья сельских женщин, не преуспевают в попытках заработка денег — часто им недостаточно платят или не платят вообще, или они попадают в рабские условия, работая на стройках и в сельском хозяйстве. Миграция наносит дополнительный урон судьбе женщины, оставленной дома. Количество разводов в Узбекистане и Центральной Азии в целом растет с каждым годом, особенно в семьях, где один супруг мигрировал. Сегодня очень частое явление, как брошенная супруга трудового мигранта, разрушает национальные ценности. В дополнение, сельские женщины чувствуют давление со стороны сограждан мужского пола, оставшихся в селах. Пользуясь социальной уязвимостью женщин, мужчины часто повергают их сексуальному насилию, что в Узбекистане ведет к серьезной проблеме брошенных детей. Многие узбекские женщины, прежде никогда даже не задумавшиеся о том, чтобы покинуть свои дома, семьи и детей, ради заработка начинают уезжать в Россию и Казахстан. Очень настораживает тот факт, что многие женщины, опрошенные социальными работниками, работали в сфере коммерческого секса, во время их миграции. Почти все сельские женщины выходят замуж в раннем возрасте, и их ранние браки организовываются родителями. Узбекские семьи большие – с 4-5 детьми, в среднем. Узбекские сельские женщины, чьи мужья работают за границей и не перечисляют денег, вынуждены продавать свое имущество, чтобы прокормить детей и себя, живя в надежде на то, что когда-нибудь их мужья начнут перечислять деньги. Известно много случаев, когда узбекские трудовые мигранты попадали в рабство. Когда трудовые мигранты возвращаются домой, то, как правило, приносят проблемы со здоровьем, что ставит под угрозу их будущий доход, обостряют семейные отношения. Многие перенесли насилие, связанное с торговлей людьми, или заразились инфекциями, передающимися половым путем, туберкулезом или даже ВИЧ. Их жены и дети – первые, кто сталкивается с этими инфекциями. Все эти факторы толкают многих сельских женщин на занятие проституцией. Наша организация наблюдает рост числа сельских женщин, которые становятся жертвами местных или транснациональных организаций по торговле людьми или просто вовлечены в проституцию по экономическим причинам. Многие из них стали жертвами торговли людьми и относятся к специализированному приюту в Ташкенте и Бухаре.

Рекомендации: повышать правовую грамотность сельских женщин-жен трудовых мигрантов, посредством работы мобильных групп, встреч, консультаций. Организовать профессиональное обучение, развивать их потенциал предпринимательства и оказывать им помощь в открытии проектов по развитию источников дохода.



Доклад «Опыт создания общественного отклика на насилие в отношении женщин»

Ольга Джанаева, Объединение сельских женщин «Алга», Кыргызстан

Насилие в отношении женщин – самое распространенное и самое широкое нарушение прав человека в современном мире, существенный барьер для гендерного равенства.

Стратегия сокращения насилия должна развиваться в двух направлениях: с низов – работая с женщинами, членами их семей, местным сообществом.

С верхов – создавая нетерпимость в отношении насилия против женщин, в особенности к домашнему насилию в обществе в целом (начиная с раннего детства, вовлекая СМИ и т.д.),

улучшая законодательство по развитию механизмов для защиты женщин, лоббируя правительство принять соответствующую государственную политику и программу по предотвращению домашнего насилия.

Корни насилия в отношении женщин лежат в исторически неравных властных отношениях между мужчинами и женщинами. Патриархальное неравенство во власти, дискриминационные культурные нормы и экономическое неравенство послужили отрицанию женских прав человека и сохранению насилия. Насилие в отношении женщин – одно из ключевых средств, с помощью которых мужчины контролируют женщин.

Доклад «Повышение роли женщин в национальной экономике, расширение их экономических прав и возможностей как механизм предотвращения насилия в отношении женщин»

Сурая Каюмова, Женский комитет Узбекистана.

Правительство Узбекистана с момента обретения независимости приняло тот факт, что расширение экономических прав и возможностей женщин является решающим в достижении гендерного равенства, в борьбе с бедностью и с насилием в отношении женщин. Наследием советской системы является высокая доля женщин в структуре официальной рабочей силы в Узбекистане. Число экономически активных женщин остается ниже числа экономически активных мужчин. Женщины составляют почти половину всей рабочей силы (46%), однако существует гендерный разрыв в доле работающих. Официальные данные: с 2007 по 2010гг. занятое население выросло на 8,3 %, однако трудоустройство среди мужчин выросло гораздо стремительнее, чем у женщин. Между 2007-2010гг. доля женщин в общем рабочем населении понизилась, в то время как доля мужчин возросла. Государство признает необходимость стимулирования экономической деятельности женщин и реализует несколько программ повышения занятости и стимулирования создания рабочих мест для женщин. Ежегодно растет число новых рабочих мест, создаваемых для женщин. Была создана система надомной работы в соответствии с Постановлением Президента «О мерах стимулирования расширения сотрудничества между крупными предприятиями и сферой услуг посредством развития системы надомной работы». Несмотря на то, что данный вид работ открыт для обеих полов, но ориентирована прежде всего на женщин и им отдается приоритет.

Доклад женских НКО республик Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия , Дагестан

Дамира Раинбекова, Чинара Картанбаева, Эми Гринбэнк

Основная тема всех докладов + ролевые игры на тему насилия женщины в семье со стороны свекровей.



Делегация «Паруса надежды» приняла участие в Саммите ИМПАКТ ЛИДЕРШИП 21, который проходил в штаб-квартире TheNewYorkTimes

Слева направо: Римма Дубинская, основатель GlobalWomen'sPartnership (Нью-Йорк); Наталья Алексеева, директор Департамента положения женщин «Паруса надежды»; Юрий Алексеев, Алексеев Юрий Валерьевич, член «Паруса надежды», председатель Совета директоров некоммерческого партнерства «Межрегиональный Центр содействия развитию трудовых ресурсов и территорий ОПТИМА ПРОЕКТ; Жанет Салазар, основатель и руководитель ИМПАКТ ЛИДЕРШИП 21; Лариса Зеленцова, президент «Паруса надежды»; MarkSzollar, директор Департамента рекламыTheNewYorkTime

Made on
Tilda