Имидж-студия
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

(«Имидж-студия «Парус надежды»)

В настоящее время нет необходимости доказывать, что реабилитация – понятие многогранное. Вместе с тем нередко реабилитация идентифицируется с понятием «трудоустройство», а это означает не только обеднение самого понятия реабилитации, но и сведение многогранных функций и интересов личности лишь к одному результату, т.е. к возвращению к труду. По мере увеличения длительности процесса реабилитации, что обусловлено особенностями психических заболеваний, меняется и сам характер реабилитации. На отдаленных этапах заболевания речь идет уже не о восстановлении нарушенных функций и не о возврате к прежней деятельности. Здесь правомерно говорить об адаптации больных к новым условиям, а в организационном плане – о смещении акцентов в работе с больными с включением мероприятий, направленных на «оживление» компенсаторных механизмов, измененных в процессе многолетнего течения заболевания.

Задачи реабилитационной службы в психиатрических стационарах весьма многогранны – от возвращения больного в привычные социальные условия с полным восстановлением трудоспособности до элементарной адаптации в условиях стационара с сохранением навыков самообслуживания. В психоневрологических интернатах Москвы реабилитационное направление в настоящее время является доминирующим в лечении.

В реабилитационном процессе социокультурная реабилитация занимает особое место, поскольку культура, искусство, творчество вообще являются не имеющими альтернативы средствами влияния на формирование нравственных ценностей, способствуют развитию познавательной сферы, эмоций, чувств. В Древней Греции большое значение придавалось изобразительному искусству и театру. Считалось, что созерцание прекрасных изваяний и картин позволяет человеку впитывать все лучшее и благородное, что они воплощают. Воздействие театра оценивалось высоко в связи с тем, что оно формировало мировоззрение людей, показывало им уроки героизма, верности своим идеалам. Древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон высоко оценивали воздействие музыки на людей и считали, что музыка обладает лечебной силой. Наблюдения убедили их, что ритм и мелодия, как два основных компонента музыки, влияют на эмоциональное состояние человека. Пифагор ввел понятие «эвритмия», обозначающее способность человека находить верный ритм во всех видах жизнедеятельности – в речи, пении, жестах, танцах, в мыслях, поступках, даже в рождении и смерти. Демокрит отмечал целительное воздействие от звучания разных музыкальных инструментов и советовал слушать флейту для излечения опасных инфекционных заболеваний. В лечебном процессе высоко оценивалась вокалотерапия, т.к. свойства голоса лучше всего могли отражать чувства человека. В пении слово исполнителя адресовалось к сознанию человека, тембр и мелодия – к чувствам. Танец также использовался для врачевания с давних времен.

В Лондонском имперском колледже проводятся необычные эксперименты по лечению старческого слабоумия классической музыкой, по сообщению «Эфир-дайджест». В принципе психиатры давно замечали, что музыка способствует более тесному контакту с такими пациентами, но пока неизвестно, дает ли музыкальная терапия достаточно длительный эффект. По наблюдениям профессора Криса Буллита, восьминедельный курс музыкальной терапии заметно повышает качество жизни, активность и способность к поддержанию контактов у пожилых пациентов, а также ослабляет возникшую у некоторых из них враждебность к окружающим. Профессор неврологии Сьюзан Гринфилд также высоко оценивает музыкальную терапию как метод, использующий естественные ресурсы мозга вместо токсических психотропных лекарств, иногда чреватых неприятным побочным действием. Хотя музыкальная терапия и не излечивает слабоумие,

считает профессор Гринфилд, она явно замедляет развитие болезни. Музыкальная стимуляция мозга активирует связи между нейронами, и такая активация предохраняет умственные способности от дальнейшей деградации.

Отечественная школа использования искусства в лечении и коррекции за последние годы достигла значительных успехов. Она убедительно демонстрирует эффективность воздействия разных видов искусства, особенно музыки, на физиологические процессы организма и на психоэмоциональное состояние человека. Исследователями (В.Н. Мясищев, А.Л. Готендинер) доказано, что при восприятии музыки разных стилей меняются частотные характеристики электроэнцелофалограммы. Установлено, что при получении удовольствия от прослушанной музыки усиливается альфа-ритм на ЭЭГ взрослого человека (Н.Д. Маслова).

Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизуют резервы человека, обуславливают подъем жизненных и творческих сил. Важным аспектом влияния искусства на инвалидов является и так называемый катарсистический (очищающий; катарсис – сопереживание читателя или зрителя, завершающееся духовным очищением, духовной разрядкой) эффект воздействия искусства, известный с давних времен, — общение с искусством помогает «очиститься» от негативных переживаний.

В последнее время в работе с инвалидами все шире стали использоваться имидж-технологии. В системе социокультурных технологий имидж-технология занимает одно из важнейших ведущих мест и направлена на решение таких задач, как:

  • Легкость адаптации к новым условиям, новому окружении;

  • Умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей;

  • Нескрываемое желание лидерства;

  • Толерантность к иным точкам зрения;

  • Гуманное проявление к слабым личностям.

Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. В каждом имеется дарование нравиться людям. Оно обусловлено глубинной потребностью жить с людьми, сотрудничать с ними. Создание яркого имиджа – мощный внутренний мотиватор, побуждающий личность на огромную работу над собой, на преодоление или вуализацию всего отрицательного

Раздел 1. Имидж-технология в ПНИ № 4. Целевая группа клиентов.

Современная социально-экономическая ситуация в российском обществе требует пересмотра каждой личностью собственной «Я-концепции». Инвалиду, как и любому члену общества, для успешной реализации жизненных целей и осуществления своих гражданских прав требуется владеть технологиями презентации собственной персоны, уметь завоевывать лидерские позиции в микроколлективах и социуме, добиваться получения образования, трудоустройства, достижения семейного благополучия. Особенно последнее касается умственно отсталых сирот, которым государство предоставляет квартиры. Для формирования уверенности в жизни, психологически комфортного состояния инвалиду жизненно необходимо осваивать и применять систему приемов и способов формирования своих внешних и внутренних свойств.

Имидж – английское слово, означает «образ». Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния. Она помогает овладеть реальными механизмами эффективного воздействия внешнего облика людей друг на друга. Обретение достойного имиджа является мощным психотерапевтическим фактором. Как правило, люди, успешно утверждающие свой привлекательный имидж, в итоге становятся спокойными, веселыми, активными, уверенными, коммуникабельными. Большое значение имеет понимание терминов «достоинство», «уверенность», «манерность» и др.

В ПНИ № 4 проживают умственно отсталые и страдающие психическими заболеваниями люди. Прогредиентный характер заболеваний, сходство основных клинических проявлений, пребывание в условиях длительной социальной изоляции, глубокая инвалидизация, относительно невысокая эффективность медикаментозной терапии – все это нивелирует клинические и социальные особенности данных больных, облегчает развитие у них явлений «госпитализма». Люди, имевшие до заболевания достаточно большой жизненный опыт, утрачивают даже навыки личной гигиены.

В целевую группу проекта вошли 30 человек, мужчин и женщин, разного возраста, разной степени умственной отсталости, психического заболевания. Прежде всего, специалисты изучали строение лица. Наука физиогномика зафиксировала пять конституционных типов лица, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Косметолог-визажист «подгоняет» лицо под эталон привлекательности при помощи макияжа, прически, построения мимики, где «несущей конструкцией» становится улыбка. Очень важной является работа специалиста из области кинесики – науки об информативности наших телодвижений. Есть язык вербальный – речь, есть невербальный – жесты, позы, повороты головы. Специалисты утверждают, что имидж на 80% складывается из так называемых невербальных, то есть несловесных, элементов: внешнего вида, жестикуляции, мимики, движений, и лишь на 20% определяется, что и как человек говорит. Однако не следует понимать это буквально. Стилист-модельер подбирает соответствующую цветовую гамму, одежду, учит ее носить: надо, чтобы не одежда была заметна, а чтобы человек хорошо выглядел в одежде. Далее следует подбор цвета волос, прически. Клиентам необходимо усвоить, что, как это ни парадоксально, чтобы быть обаятельным, надо научиться любить себя, свою личность. Это не самодовольство, не самовлюбленность, а радость осознания себя личностью, готовность ее высвободить, не зажимать разными комплексами, не унижать равнодушием и пренебрежением к себе и к тому впечатлению, которое ты производишь на окружающих. И это под силу каждому. Появляется уверенность в себе, с ней – ощущение своего значения в глазах других, что очень важно: ведь мы живем признанием других. А это и есть путь в общество, интеграция.

Развитие в России организованного общественного движения инвалидов в последнее время способствует освоению широкого арсенала форм и механизмов развития и реализации личностного потенциала инвалидов, налаживанию сотрудничества органов социальной защиты населения, культуры, образования и общественных организаций. Социокультурные проекты общественных организаций, осуществляемые в рамках соответствующих программ совместно с государственными структурами, становятся эффективным направлением работы с инвалидами в психоневрологических интернатах.

Так, ПНИ № 4 явился одной из площадок для осуществления проекта Межрегиональной общественной благотворительной организации содействия умственно отсталым лицам и инвалидам «Парус надежды» «Имидж-студия «Парус надежды», который был реализован на средства гранта, полученного от «Лиги здоровья нации», возглавляемой Лео Бокерия. Имидж-технология для данного проекта была выбрана не случайно: на наш взгляд, она является основой для интеграции инвалида в общество, т.к. способствует появлению мотивации в различных областях жизни инвалида.

Раздел 2. «Имидж-студия «Парус надежды»

Работа над проектом началась с фото-сессии. Задачей было показать клиентам, какие они были и какими могут быть. Работа над внешностью проводилась специалистами Салона красоты «Шери» и Агентства «АТИС». Далее следовал подбор костюма для съемки. Специально подготовленный видеоряд исторических образов женщин в исторических костюмах, костюмах народов разных стран, разных социальных сословий приводил к появлению интереса к изучению истории, культуры данных стран. Конкурсы фотомоделейпроводились под красивую музыку, которую подбирали сами клиенты при консультации со специалистами. Победителям вручались призы, но при этом никто не оставался без призов зрительских симпатий: «Мисс Очарование», «Мисс Сказочный Образ», «Мисс Улыбка» и т.д.

Каждый участник фото-сессии и конкурса фотомоделей открывал для себя что-то новое: для кого-то это возможность испытать себя в искусстве рекламной фотографии, кому-то конкурс помог выбраться из ежедневной «рутины», осознать привлекательность собственного образа.

Тренинг «Кем ты хочешь себя представить?» Участникам тренинга предлагалось на выбор: «Хочу быть «Царицей», «Принцессой», «Монахиней», «Восточной красавицей», «Монахиней» и т.п. Интересно, что многие сами в себе раскрывали такие качества, о которых ранее и не подозревали. Тренинги помогали некоторым избавиться от ряда комплексов, зажатости.

Терапия модой. Мода – это самовыражение, которое основано на стремлении отличаться. У человека присутствует внутреннее желание быть не хуже, чем другие, чувствовать себя красивыми, привлекательными, а особенно желание понравится другому человеку.

История вопроса. Еще в начале 19 века французские психиатры разработали новую форму терапии – терапию модой, избавляющую людей от депрессии. В качестве эксперимента известные дизайнеры специально создавали одежду для пациентов в Марселе. Сотрудники этого медицинского учреждения утверждали: тот факт, что их пациенты одеваются в модную одежду, помогает им реабилитироваться после различных психологических расстройств. Доктор Мишель Батиста сказала журналистам: «Мои пациенты через тело выражают свою неудовлетворенность миром и собой: наносят сами себе увечья, лишают себя еды и иногда даже совершают самоубийство. Одежда может помочь примириться им с самими собой».

Мода-терапия реально может помочь пациентам с анорексией и людям, страдающим психоэмоциональными расстройствами. Иногда достаточно только примерить «модную» дизайнеровскую одежду, чтобы женщина поняла, что она не такая толстая, как думала, и очень привлекательная. Главное, правильно подобрать подходящий стиль в одежде, скрывающий явные недостатки фигуры. Для этого можно обратиться к опытным стилистам или перемерить все модные новинки в магазине одежды.

Театр моды – это своеобразное сценическое искусство, которое знакомит человека с миром человеческих переживаний и отношений. Позитивные эмоции и презентация

своего творчества, оценка твоих успехов неравнодушными и заботливыми людьми отражают подсознательные процессы психики и позитивно влияют на имеющиеся проблемы (страхи, фантазии, нарушение эмоционально-волевой сферы, конфликты и межперсональные установки). Все вышеизложенное вызывает в душе человека эмоциональный отклик, погружает его в мир собственных переживаний и чувств. Чувства можно выразить не только словами, но и мимикой, движением, жестом. Терапевтический эффект достигается через переживания и эмоции, которые связаны с созданием своего нового образа (выбор наряда, макияж, фото-сессия и презентация своего нового облика). Образы, цветовая гамма, рисунки на свободную тему, выбор одежды и аксессуаров, подготовка к фото-сессии и впечатление от своего нового образа на фотографии, музыка и аромотерапия – так постепенно наши подопечные учатся выражать свои чувства, что и является одной из задач психокоррекционного воздействия.

«Радуга в одежде и декоре»

Создание образа, стиля в одежде, фото-сессия, обсуждение моделей одежды, научить выбрать из коллекции одежды тот фасон и цвет, который подойдет именно вам для достижения нужного эффекта — эмоционального комфорта «понравиться себе» — следующий шаг проекта.

Цветовая терапия – это не дань моде, а скорее возвращение к истокам, ведь человечество никогда не утрачивало знаний о цвете. Цвет – простейший и самый надежный способ лечения, подаренный нам Природой. И в самой идее лечения светом нет ничего нового. Еще в Древнем Египте, в храмах Гелиополиса, сила цвета использовалась для исцеления. Эти храмы были ориентированы по Солнцу таким образом, что солнечный свет, проникая внутрь, распадался на семь цветов радужного спектра. И страдающий недугом «купался» именно в том цвете, который мог ему помочь.

Почему же те или иные цвета вызывают конкретные, всегда одинаковые эмоции и изменяют состояния организма строго определенным образом? Некоторые исследователи полагают, что это связано с наличием у человека ассоциативных связей между цветом и элементами окружающей среды. Черный ассоциируется с ночью, белый — с днем. Синий напоминает о небе, ассоциируется с глубиной и чистотой пространства, изначальной потенциальной основой всего сущего и является символом пустоты. Зеленый — цвет телес­ной близости жизни в ее растительном аспекте. Как и красный, он символизирует ощущение, т. е. эмоцию, страстное желание, а также жизненную гармонию. Его выражение может быть глубоко мистическим или одухотворенным в зависимости от преобладания синего или желтого. Красный, в свою очередь, ассоциируется с огнем. Огонь согревает, но может и обжечь. Поэтому повышается давление, усиливается нервное напряжение и появляется состояние тревожности. Восприятие (зрительное или даже телесное, ведь цвет — это волна!) каждого из этих цветов вызывает у человека определенное состояние или настроение. В результате различных тренингов нам удалось установить, как же меняется человек под влиянием цвета.

Радужные переходы в этническом стиле, яркие и веселящие фруктовые цвета, переносят куда-нибудь в объятия бразильского карнавала или завораживающего африканского ритуального действа.

Красный возбуждает, активизирует, т. е. внушает уверенность в собственных силах. Синий успокаивает и расслабляет, дает чувство удовлетворенности, связанное с интеграцией. Зеленый вызывает ощущение устойчивости и твердости, т. е. самоуважения, связанного с идентичностью. Желтый дает ощущение открытости, легкости, склоняет к изменчивости и предприимчивости, т. е. дарует свободу, связанную с самовыражением. Белый и черный характеризуют завершенность, потому что белый является конечным пунктом яркости, черный — конечным пунктом темноты. Белый цвет дает возможность

внутренне освободиться от неприятных обстоятельств. Черный поддержит принципиальность и своенравность. Светлые и теплые цвета (желтый и оранжевый) действуют рассеивающе. Темные и холодные цвета (синий и зеленый) действуют концентрирующе.

Фиолетовый — это цвет сумерек, а в это время человек из-за особенностей зрения становится уязвимым и вынужден уменьшать активность, поэтому этот цвет может угнетать слабых, но также подвигать на борьбу сильных. Ведь этот цвет сочетает в себе наиболее активный красный и наиболее пассивный синий, что дает ему внутреннее напряжение, тенденцию к трансформации, внутреннему движению и сопротивлению. В христианстве, например, этот цвет символизирует духовное страдание.

Каждое чувство, вызываемое цветом, обязательно (!) должно рассматриваться с двух позиций: удовольствия и неудовольствия. Синий, как удовольствие, — это покой, удовлетворение, гармония; как неудовольствие — сковывающий покой, вызывающий неудовлетворенность, беспокойство, меланхолию. Реакция человека на цвет зависит от его самочувствия. Тот, кому нужна стимуляция, воспринимает красный как симпатичный, а синий будет отвергать. Переутомленный и перевозбужденный человек не примет красный.

На протяжении всей истории человечества нас привлекают те или иные цвета. Причем на протяжении жизни любимый цвет может несколько раз поменяться — например, вы с детства обожали голубой, а в один прекрасный день проснулись и поняли, что голубой вам ненавистен, а по душе теперь зеленый. Большинство людей не могут с полной уверенностью ответить на вопрос о любимом цвете. Часто мы подсознательно используем цветотерапию, даже не подозревая об этом. Наши цветовые предпочтения могут многое рассказать о нашем характере и даже событиях нашей жизни. Тяга к определенным оттенкам объясняется подсознательным стремлением к гармонии.

Каждому нравится свой цвет. Одежда, которую мы носим, может многое рассказать о нас. По цветам можно сделать вывод о здоровье, мышлении и чертах характера. Цвет в одежде может наделить человека качествами, которые он хотел бы воспитать в себе. С другой стороны, очень важно, чтобы цвет одежды выражал или повышал свойственную нам энергию, уровень которой, разумеется, бывает разным.

Тренинг-декор«Цветовой релаксатор»

В заключении, всем желающим, предлагаем попробовать использовать

«Цветовой релаксатор», который способствует снятию психического напряжения и достижению предельно уравновешенного состояния за счет концентрации внимания на внешнем объекте (специально изготовленной под ваш темперамент релаксационной картине).

Чтобы изготовить «Цветовой релаксатор», возьмите лист цветной бумаги (например, формата А4 и цвета, соответствующего вашему темпераменту, см. примечание). В центре листа нарисуйте или наклейте из бумаги, другого цвета, кружок диаметром 1-2 см, соответствующий вашему темпераменту (см. примечание). Диаметр кружка подбирается таким образом, чтобы с расстояния 2 м он был ещё отчетливо виден. Повесьте «Цветовой релаксатор» на стену на уровне глаз в положении сидя.

Если вам необходимо отрегулировать свои вышедшие из под контроля эмоции, сядьте напротив «Цветового релаксатора» на расстоянии 1,5-2 м. Расслабьтесь и смотрите в центр листа на цветной кружок в течение 20-30 минут. Смотреть до легкого утомления, затем, отдохнув с закрытыми глазами, снова смотреть на точку без напряжения и усталости.

Примечание:
Цвет листа для холериков — зеленый (салатовый), точки — красный.
Цвет листа для сангвиников — синий, точки — желтый.
Цвет листа для флегматиков — красный (розовый), точки — зеленый.
Цвет листа для меланхоликов — желтый (золотой), точки — синий.

Тренинг « Я ЧЕЛОВЕК ВЕСНЫ… ЛЕТА ….ОСЕНИ…. ЗИМЫ…»

1. Тест. Выбор цвета из предложенных квадратов.

2. Тест. Выбор цвета одежды, элементов декора. Обобщение и анализ выбора.

3. Изготовление элемента декора для своего спального места.

4. Выбор или изготовление аксессуаров для бального костюма.

5. Подбор костюма. Фото-сесия.

Немецкий цветотерапевт Йоханнес Литтен разделил людей на категории в соответствии с их природной окраской и временами года: весной, летом, осенью и зимой. И хотя не каждый человек укладывается в точные рамки этих категорий из-за того, что он может быть смешанной расы или красит волосы, или меняет цвет глаз с помощью цветных линз, это разделение на категории может подсказать, какой цвет нам необходим, чтобы хорошо себя чувствовать. Знание того, к какой категории вы относитесь важно еще и потому, что каждому времени года соответствует не только цвет, но и связанная с ним часть тела. Каждый сезонный тип человека, таким образом, имеет тенденцию к тому или иному заболеванию.

ТЕСТОВАЯ ПРОГРАММА

  1. Тренинговая программа «Сила Радуги» ( цвето-тест )

Цвет влияет на физиологическое состояние человека, независимо от его настроений или конкретных цветовых предпочтений. Он способен даже лечить, мобилизуя необходимые ресурсы организма. Поэтому нет ничего удивительного в том, что весенне-летние коллекции, как правило, пестрят цветом — мы все устали от черно-белой зимы и нуждаемся в терапии. И одежда играет далеко не последнюю роль.

Цвет, которым наполнен мир — это бесценный дар каждому из нас. Мы пользуемся ежедневно, ежечасно, ежесекундно, даже не задумываясь об этом. Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и каждой частичкой своего организма.

Каждый оттенок имеет свою физическую природу, электроволны, которые своими микроколебаниями влияют на наше подсознание.

Можно использовать это чудо осознанно, целенаправленно, тогда, когда нам это больше всего нужно.

Тест 1. Выбор квадратиков лоскутков для мастер-класса

Тест 2. Выбор цвета напитка «цветной» воды

Тест 3 Выбор цвета одежды

Посмотрите, какого цвета одежды у вас нет вообще? На этот цвет следует обратить особое внимание. Тот факт, что в вашем гардеробе отсутствует одежда определенного цвета может говорить о том, что, либо вы от природы человек этого цвета и такая одежда вам ни к чему, либо, наоборот, вы испытываете недостаток энергии этого цвета. Если последнее, то одежда такого цвета поможет вам развить качества, которых недостаточно у вас и которые присущи этому цвету. Хорошо, когда цвет одежды помогает развивать положительные качества. Например, положительная энергия желтого цвета помогает человеку ясно мыслить, прекрасно ладить с другими людьми, рождать отличные идеи. Но может случиться и так, что у человека начинают проявляться негативные свойства цвета. Если это желтый, то его негативное воздействие будет заключаться в том, что человек начнет придираться к другим людям, искать в них недостатки, ему становится присущ циничный взгляд на жизнь, он теряет хорошее отношение к нему людей. В этом случае лучше избегать одежды этого цвета, а носить одежду цвета, который снивелирует его отрицательное воздействие, а таким является дополнительный цвет — в случае желтого — это фиолетовый.

Голубой цвет успокаивает и помогает прийти в себя, розовый одаривает чудесным настроением.

Серый цвет наделяет ощущением пространства, серую одежду хорошо носить и в тех случаях, когда возникает желание помечтать.













Энергетическая подпитка.



Цвет Действие "Теплые" цвета Красный тепловой, согревающий, возбуждающий, энергичный, проникающий, активный, активирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори, открытых гнойных ранах, мокнущем лишае и некоторых кожных заболеваниях; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания Оранжевый тонизирующий; действует, как и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение, регулирует деятельность щитовидной железы, усиливает лактацию, нормализует менструальный цикл; назначается при депрессии и страхе, при психозе и хандре, недовольстве, пессимизме; применяется при потере веса, рахите, остеопорозе и анемии, сердечной недостаточности Желтый тонизирующий, оказывающий бодрящее, антидепрессивное действие, показан при меланхолии, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность, благоприятно воздействует на интеллект "Холодные" цвета Зеленый физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность Голубой успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания и улучшает сон; показан при воспалениях, ссадинах и болезнях кожи, сопровождающихся зудом Синий охлаждающий, успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека; показан при гнойных процессах, болях и гиперемии Фиолетовый соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему; благоприятно воздействует на селезенку и стимулирует лейкопоэз, устраняет чувство голода По утверждению Гёте, цвет различен на вкус. Синий и зеленый будет иметь щелочной, а кислый вкус будет у желто-красного.

"Теплые" цвета соответствуют музыкальной пьесе в мажоре, а "холодные" – в миноре.

Все проявления действительности, по мнению Гёте, родственны.

Терапия театром. Театр «Дети дождя». Средствами искусства можно решать вполне конкретные задачи развития и коррекции – например, внимания, памяти, мышления и др. Но отличительная особенность театра состоит в том, что театр воздействует на всего человека, формирует его как целое. Специально созданная среда социального проекта стала местом проявления талантов людей с отклонениями в умственном развитии и с психическими заболеваниями, благодатной почвой для творческого и личностного роста. Игра на сцене в творческом коллективе, которая развивает необходимую гибкость в общении, терпимость и интерес к чужому мнению, дает навыки совместной работы, а также позволяет изменить искаженные представления о себе, как о человеке «второго сорта», избавиться от комплексов.

Театр «Дети дождя» Имидж-студии «Парус надежды» дает реальную возможность подготовки к общению с внешним миром. Наглядные и нестандартные подходы арт-терапии, терапии театром, музыкой, а также социальные тексты сценариев спектаклей, написанные Андреем Алексеевым, позволяют за короткое время раскрыть творческие таланты практически у каждого, кто начинает посещать занятия. Даже роль в массовке дает новый импульс к жизни.

Работа над ролью ведется посредством тренингов, с одной стороны, расширяющих возможности исполнителя, а с другой – нарабатывающих психологическую готовность к роли. Именно импровизационная, свободная трактовка роли позволяет обнаруживать ее нюансы, а также позволяет ненавязчиво решать реабилитационные задачи. В случае невозможности освоить роль целиком, на сцене появляется дублер. Первоначально при выборе ролей артисты «примеряют» на себя все роли. Необходимо, чтобы спектакль переживался всеми ее участниками. Это особенно актуально для людей с умственной отсталостью и проблемами психического здоровья. Как правило, если роль имеет реабилитационную ценность, участники сами находят свою роль.

В рамках театральной студии происходит создание временного сообщества, где формируются коммуникативные навыки, идет раскрытие социальной одаренности. Мастер-классы, где, участвуя в процессе приобретения новых полезных знаний и получения практических социальных навыков, у некоторых клиентов раскрываются потенциальные возможности к профессиональному труду.

Участники студии почувствовали свою востребованность, востребованность своих умений, нашли свое место в творческом коллективе о осознали ответственность подготовки спектакля для проживающих в интернате и детей ДДИ № 15, где они выступали со спектаклем «Зимняя сказка». Идут репетиции нового музыкального спектакля «Принцесса на горошине», показать который планируется уже для широкой публики и, возможно, на одной сцене с Молодежным театром России Дмитрия Дунаева (лучший самодеятельный театр 2007 года).

Театр с участием инвалидов – самобытное явление, и он должен искать собственные пути развития. Мы не стремимся, чтобы в этом театре все было как в «настоящем». Это не театр ограничений, а театр возможностей, так как, ведя поиск дополнительных возможностей у актеров-инвалидов, мы, по сути, ведем работу с резервами человеческого тела, психики, интеллекта.

Made on
Tilda